Григорий Данилович Ястребенецкий – легендарный скульптор, народный художник РСФСР, заслуженный деятель культуры Польши, член Российской академии художеств, руководитель персональной творческой мастерской скульптуры Российской Академии художеств в Петербурге, член Союза художников СССР, России.
Еще до войны Григорий Данилович окончил Ленинградскую художественную школу, а 2 июля 1941 года был призван в действующую армию и направлен на Ленинградский фронт. Пережив начало блокады Ленинграда, в декабре 1941 года он попал в госпиталь со второй стадией дистрофии. Немного окрепнув, вернулся на фронт. Служил рядовым в артиллерийских частях, дивизионе аэростатов артиллерийского наблюдения, отдельной роте связи. Принимал участие в боях под Ленинградом, Нарвой, Шлиссельбургом, на Карельском перешейке. Был ранен. Войну закончил в 1945 году в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом, в звании старшины. С тех пор тема Великой Отечественной войны занимает особое место в его творчестве.
Помимо памятников, посвященных войне, героями произведений скульптора стали более 250 художников, артистов, писателей, композиторов, государственных и политических деятелей: за годы работы Григорий Данилович создал огромное количество портретов и мемориальных досок многим выдающимся деятелям прошлого и современности, в том числе в Санкт-Петербурге – Л.Н. Толстому, С.Ю. Витте, Д.С. Лихачеву, Л.О. Утесову, М. Дудину, Д. Гранину и многим другим.
Произведения скульптора находятся в 38 российских музеях: в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее, в собраниях Министерства культуры, Союза художников, Российской академии художеств, в музеях Бонна, Берлина, Дюссельдорфа, Дрездена, частных собраниях России, Германии, Великобритании, Финляндии, Швеции, США. Григорий Данилович - участник более 150 российских и международных выставок, в том числе в Германии, Венгрии, Чехословакии, Финляндии, Югославии, Бельгии, Голландии. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», медалью «Мира», Рыцарским Крестом ордена «За заслуги» Республики Польша, орденом «За заслуги перед искусством», а также другими наградами СССР, России и иностранных государств.
На этих фотографиях Григорию Даниловичу 98 лет. Несмотря на свой возраст, он по прежнему много работает, правда теперь в основном у себя дома. И наблюдать за его работой, за движением рук, за постоянно меняющимся выражением лица - это настоящее вдохновение и удовольствие, не меньшее, чем слушать его живые и трогательные рассказы и воспоминания, которым вот уже почти век.
Началось все с того, что еще во время войны я вел записи и делал рисунки. У них оказалась очень горькая и нелепая судьба. Когда я учился в Академии художеств, на втором или третьем курсе случилась печальная история. Арестовали нашего очень хорошего однокурсника Васю Астапова. А я был старостой курса, меня вызвали в Большой дом, стали говорить, будто бы Вася Астапов заявлял, что физкультура – это тоже идеологический предмет, потому что с помощью фигур можно изобразить свастику. Я отвечал, что ничего подобного от него не слышал, да и не видел, чтобы он что-то такое показывал, и это было чистой правдой. Мне сказали: «Подумайте еще», оставили в коридоре на ночь. Я так ничего не надумал, и утром меня отпустили. А родители уже решили, что я арестован. И тогда отец велел уничтожить все, что может хоть как-то навредить. В результате сожгли все мои записки, стишки, рисунки военного времени. А там были и блокадные, и фронтовые впечатления... Тем не менее пережитое во мне «прорастало» постоянно. Когда я только поступил в академию, сразу стал делать какие-то композиции, посвященные войне. Причем без всякого заказа сверху: просто она меня не отпускала. Была самым главным событием молодости, именно с ней были связаны самые яркие ощущения. Поэтому, наверное, нет ничего удивительного, что она стала моей главной темой. И пусть это не покажется странным... Понимаете, в семнадцать лет все учатся танцевать, а я воевал. Так я и не умею плясать, и война осталась со мной по жизни. Я сделал больше пятидесяти памятников и основную их часть посвятил войне, а еще композиции, портреты и мемориальные доски — только рядом с домом висят подряд три доски моего авторства.
Сейчас времена изменились. Появилось так же, как и во всем нашем обществе, расчленение на бедных и богатых, и появились художники-миллионеры, такие, как Никас Сафронов, которые могут позволить себе поехать в любую страну, где могут снять не только мастерскую, но и целый дом для творческой работы. И есть те, которых, к сожалению, большинство, которые сидят без денег и без работы. Об этом я часто думаю, когда смотрю на дом Художника на Песочной набережной, где расположены сто четырнадцать мастерских для живописцев, графиков и скульпторов. В котором раньше кипела бурная творческая жизнь, а теперь изредка светятся два-три окна.
Война научила меня многому:
- спать у костра зимой, свернувшись калачиком и спиной к огню, чтобы лучше сохранить тепло
- пить неразбавленный спирт, запивая глотком воды или просто побросав немного снега в рот
- не пригибаться к земле во время артобстрела
- не спать сутками и не есть горячей пищи неделями
- беспрекословно выполнять дурацкие, а иногда и невыполнимые приказы командира отделения
- чистить зубы и умываться до пояса одной кружкой воды
- не падать на землю, когда неожиданно выстрелит зенитная пушка
- не замерзать до смерти, стоя на часах при 30 градусном морозе
- складывать свои вещи перед сном, если удастся переспать в помещении, таким образом, чтобы при артобстреле или бомбежке сразу найти сапоги, схватить шинель и пистолет (эта привычка у меня сохранилась до сих пор, я точно знаю, куда перед сном поставил свои тапки и куда положил халат).
И, самое главное, война научила меня ненавидеть войну.